Вторая ступень

       Последующее обучение с возможностью сокращения срока обучения в семинарии для выпускников центра по направлению подготовки бакалавров 48.03.01 Теология согласно Положения "О порядке поступления лиц, окончивших обучение в образовательных центрах подготовки церковных специалистов, в высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви" (документ принят на заседании Священного Синода 29 июля 2017 года (журнал №62))

Объявление о наборе

 

obyavleniye nabor centr

Рекомендации обучающемуся по организации обучения с использованием дистанционных технологий

В связи с распространением коронавирусной инфекции с 18 марта 2020 года и до особого распоряжения ректора учебный процесс переводится в режим организации контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде.

Вся информация размещена на странице сайта http://volgou.ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie

Фотографии

*
*
*
*
*
*

Доклад студента 4 курса Богословского факультета Виктора Вытнова, прозвучавший во время работы Волгоградской научно-богословской конференции молодых исследователей 17 марта 2013 г.

История в целом, а тем более история родного края, находится гораздо ближе к практическим проблемам современной жизни, чем это может казаться на первый взгляд. В настоящее время, когда продолжается процесс возрождения структур Русской православной церкви, особую важность представляют исследования истории развития ее основы, первой ступени, которой является приход[1].Известный донской историк А. Кирилов, еще в начале XX века говорил о том, что жизнь Церкви в нашем Отечестве всегда была всеобъемлющей и соприкасалась со всеми сторонами жизни государственной, общественной, и бытовой. Поэтому и тот, кто хотел бы заняться изучением быта, или семьи, общественного или государственного строя, неизбежно должен прийти к религиозным верованиям того времени, к жизни поместной церковной общины[2].

Целью данного сообщения является обзор материалов Государственного архива Волгоградской области (ГАВО), отображающих историю приходов станицы Урюпинской в XVIII-начале XX века. В Волгоградском областном архиве хранятся документы фонда Урюпинского благочиния за 1824-1917 гг., в которых находятся сведения о следующих церквях станицы Урюпинской: Покровской, Вознесенской, Христорождественскойи двух безприходных церквях – Богородицкой церкви при подворье Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря и Петропавловской  церкви при Хоперской окружной тюрьме. Кроме того, имеются церковно-приходские летописи Вознесенской церкви за 1896-1916 гг. и Христорождественской церкви за 1913-1920 гг., в которых мы находим ценнейшие сведения за этот период времени.

Станица Урюпинская – одно из древнейших казачьих поселений на левом берегу Хопра. С северо – запада ее омывают озера Мелкое и Подпесчаное. Самое раннее поселение станицы было на правом берегу, но во время весенних разливов Хопра ее затапливало, и поэтому жители переправлялись на противоположный берег, прямо напротив прежнего поселения[3].В клировых ведомостях о Покровской церкви в станице Урюпинской, мы находим весьма скудные сведения о постройке церкви. Первое упоминание о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы станицы Урюпинской встречается в Благословенной грамоте московского митрополита для строящейся церкви и датируется 27 февраля 1717 года, когда «из Москвы в станицу Урюпинскую была послана Благословенная грамота и антиминс для церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы». Видимо, этот год и следует считать годом построения деревянной церкви. О дальнейшем ее существовании и судьбе ничего не известно. Но в 1740 году упоминается о новой деревянной Покровской церкви, что зафиксировано в документах архива Донской Духовной консистории. Эта церковь стояла около Яра на песчаном месте. Ее часто заносило песком, и поэтому прихожане подали прошение епископу Тихону разрешить построить церковь на новом месте. Решение было принято, и 1778 году была освящена на новом более удобном месте, как и прежде, деревянная церковь[4]. 11 марта 1785 года станичники опять пишут донесение епископу о том, что церковь обветшала и испрашивают благословения на начало строительства нового белокаменного Покровского храма, который  27 октября 1792 он был освящён[5]. Престолов ней два, из них главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, другой с южной стороны, в пределе, во имя Святителя Николая Мирликийского[6].С 1854 года в Покровскую церковь была перенесена Урюпинская икона Божией Матери.  Находилась она в резном позолоченном киоте пред левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери[7].На рубеже XIX-XX вв. в храме был воздвигнут  высокий трехъярусный иконостас.

Свою историю храм Вознесения начинает еще в 1825 году, когда на этом  месте находился небольшой деревянный храм. Этот как храм, как сообщает нам церковно-приходская летопись, был куплен в хуторе Зубриловском. По неизвестной причине старая церковь простояла целых десять лет неосвященной в значении часовни. Лишь в 1835 году по благословению архиепископа Иоанна она была освящена и в таком виде  простояла без каких-либо изменений до 1858 года.

В 1858 году продолжается, начавшееся ранее возвышение станицы Урюпинской. Сюда из станицы Алексеевской переносят Окружное управление, больницу, тюремный замок и  Окружное училище. Виду того, что новые чиновники  селились в приходе Вознесенской церкви, появляется потребность увеличить церковь. В этом же году на средства прихожан, по благословению архиепископа Иоанна, к храму были пристроены два придела, с южной и северной стороны. Храм стал иметь крестообразную форму. В этом виде церковь Вознесения простояла более тридцати лет, до освящения нового каменного храма в 1891 году. Старая деревянная церковь была продана в хутор Антошинский, Добринской станицы за четыре тысячи рублей. В 1880 году после молитвы был выбран незначительно измененный проект храма в г. Новохоперском, Воронежской губернии. И уже 19 декабря 1880 года представители от прихожан Вознесенской церкви получили благословение на строительство храма, от архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана.16 августа 1881 года состоялось торжественное освящение места будущего храма, Урюпинским благочинным, протоиереем Никифором Стефановым. Храм строился на пожертвования. Каждый стремился внести свою лепту в постройку храма. В кружках «на постройку храма» установленных в разных местах станицы нередко находили по сто рублей в сутки. Кроме того, неизвестные благодетели оставляли ночью около стройки овец, коров, телят и волов, а также различные вещи (чулки, платки, полотенцы и т.д.), которые потом продавали на торгах, а вырученные деньги, таким образом шли на постройку храма.

5 октября 1887 года состоялось освящение главного престола в честь Вознесения Христова.

При главном алтаре храма было еще два придельных, один из которых был освящен в 1891 году, во имя святой преподобномученицы Евдокии.  Кроме того в летописи указывается, что этот придел был освящен в память о царе Александре II, которого убили 1 марта 1881 года. Об этом свидетельствует и  то, что рядом с иконой преподобномученицы Евдокии, была поставлена икона небесного покровителя Александра II – святого благоверного князя Александра Невского. Перед этой иконой горела неугасимая лампада.

Второй придельный алтарь был освящен 7 июня 1896 года в честь святителя Николай, Мирликийского чудотворца. Через два года, было решено построить собственное здание для церковно-приходской школы с залом для народных заседаний. Поводом к принятию такого решения послужило пожертвование купца Ивана Ивановича Зозулина 15 000 т. кирпича. В июне 1898 года после божественной литургии, которую пел школьный хор, состоялась торжественная закладка здания новой школы. Здание церковно-приходской школы благодаря щедрым пожертвованиям построили быстро. Уже через год, 24 октября 1899 года было совершено освящение.

В ночь с 24 на 25 августа в станицу Урюпинскую пассажирским поездом прибыл Высокопреосвященнейший Владимир для обозрения церквей станицы Урюпинской. В семь часов утра с колокольни Покровской церкви стал раздаваться звон созывающий прихожан на встречу архиерея. К 8 часам сюда прибыло все станичное духовенство. После встречи, был отслужен молебен Пресвятой Богородице, в котором приняли участие кроме местного духовенства, ключарь Новочеркасского собора  протоиерей Захария Лобов и протодиакон Власов. После молебна Его Высокопреосвященнейший Владимир обратился к присутствующим со словом, в котором указал на необходимость введения в храмах общего пения. Вечером того же дня, в 6 часов вечера, владыка совершил всенощное бдение в Христо-Рождественской церкви. На следующий день владыка в сослужении духовенства станицы Урюпинской, а также приехавших с ним протоиерея Захарии Лобова и протодиакона Власова, совершил божественную литургии в Вознесенской церкви, обратившись в конце богослужения с поучением  к народу.  Затем преподав архипастырское благословение, отправился поездом на станцию Себрово.

Большое внимание, в это время на Вознесенском приходе уделяют миссионерству, борьбе с сектантами. Так 22 октября 1910 был открыт миссионерский кружок для борьбы с местными сектантами баптистами. На его открытии присутствовало все местное духовенство и ревнители православия – члены кружка из духовенства. А «с 3 по 6 декабря в станице жил епархиальный миссионер Соколов прибывший для собеседования с сектантами. Несмотря на официальное приглашение, баптистов пожелавших защищать публично свое учение не оказалось». В конце ноября 1911 года епархиальный противораскольничий миссионер протоиерей  Николай Кутепов приезжал в станицу Урюпинскую. Он совершил богослужение в Вознесенском храме и в церковно – приходской школе провел с народом беседу о Льве Толстом. В дальнейшем, периодически на приход приезжал миссионер, который проводил лекции с духовенством, учителями и прихожанами.

В 1913 году произошло весьма значимое событие в жизни прихода. Указом Святейшего Синода от 5 февраля Вознесенская церковь была переименована в соборный храм[8].

Таким образом, к началу ХХ века Вознесенская церковь стала главным храмом в станице Урюпинской. В приходе большое внимание уделяют образованию, миссионерству, борьбе с сектанством. Огромное участие  в жизни прихода принимают  именно его прихожане. На их средства ведется строительство церковно-приходской школы, покупается облачение для священнослужителей.

Христо-Рождественская церковь была построена  в 1850 году на средства купцов, съезжавшихся на Покровскую ярмарку.  Церковь каменная, с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом. Вокруг нее была поставлена каменная ограда, с железной решеткой.

Престолов в ней три: во имя Рождества Христова, с южной стороны – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с северной стороны – во имя благоверного князя Александра Невского[9].

В 1886 на средства прихожан была открыта церковно-приходская школа. В этой школе помимо детей из православных семей, учились дети и из семей- молокан, изучая наравне с другими и Закон Божий. При Христо-Рождественской церкви имеется собственная библиотека, в которой на 1913 год числилось по каталогу 241 наименование. Пополняется библиотека в основном периодическими изданиями, журналами и приложениями к ним.

 Большое внимание на приходе уделяется борьбе с пьянством. Так в 1909 году была заведена особая  книга для записи лиц, желающих дать обет  трезвости.Проводились так называемые дни трезвости[10].

В 1891 году по усердию  игумении Арсении(Себряковой ) в станице Урюпинской была построена церковь, которая стала подворьем Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Зданием каменная, с такой же колокольней в одной связи и покрыта железом.Престол в ней один, в честь иконы Божей Матери «Прежде Рождества Дева и по Рождестве Дева». В клировых ведомостях указывается, что «утварью снабжена достаточно».Причта при ней не положено, а отправляет в ней богослужение и требы священник Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря.При церкви имелось два сада и огород.Дом для священника построен стараниями  неизвестных пожертвований и является собственностью монастыря. Кроме этого, на территории подворья были и другие здания[11].

В 1900 году «тщанием доброхотных жертвователей» была построена кирпичная церковь на каменном фундаменте во имя апостолов Петра и Павла. Деревянная колокольня отстоит   отдельно от храма и находится с юго-западной стороны. Церковь была покрыта железом.Престол в ней один, во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла.Своей собственной земли у церкви нет.  Согласно указу Святейшего Синода от 13 июля 1913 года за № 11012, при этой церкви было положено по штату священник и псаломщик[12]. Петропавловская церковь  приписана к Вознесенскому собору станицы Урюпинской[13].

В годы гонений на Церковь все храмы в станице Урюпинской, кроме Покровской церкви, были уничтожены. В настоящее время идет восстановление Христо-Рождественской церкви.

 

Прмечания.



[1] Редькина О.Ю., Савина Т.А. Православный приход на Нижней Волге в 1809 – 1915 гг. как социально – экономическая единица: по страницам клировых ведомостей// Мир Православия: сборник научных статей. Выпуск 6.Волгоград:издательство Волгоградского государственного университета,2006. С.363.

[2]Кириллов А. К вопросу о церковно-историческом и археологическом изучении Донской епархии// Донская  церковная старина. Издание Донского Церковно-исторического комитета. Вып.I. Новочеркасск, 1906. С.12-13.

[3] Сулин И. Краткое описание станиц области войска Донскаго // Донские епархиальные ведомости. 1895.№19. С.678-680.

[4]Серебрянная  В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. С. 28.

[5] Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц игородов посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительства Области войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, Областная войска Донского типография, 1900. С.28.

[6] Отчет о состоянии церквей и приходов Урюпинского благочиния Донской епархии за 1915 год // ГАВО. Ф. 15. Оп. 1 Д.60.  Л.357-361.

[7] Синельников С.П.Письменные источники XIX–XX вв. об Урюпинской иконе Божией Матери. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1435189.html.

[8]Церковно – приходская летопись Вознесенской церкви за 1896 – 1916 года// ГАВО. Ф.41. Оп.1 Д.7.

[9]Клировые ведомости церквей Хоперского округа Области войска Донского за 1887 год// ГАВО. Ф.15. Оп.1. Д.19.

[10]Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви за 1913-1920 годы// ГАВО. Ф. 78. Оп. 1. Д.21.Л.4-10 об.

[11] Отчет о состоянии церквей и приходов Урюпинского благочиния Донской епархии за 1915 год // ГАВО. Ф. 15. Оп. 1. Д.60.Л.395-398.

[12] Отчет о состоянии церквей и приходов Урюпинского благочиния Донской епархии за 1915 год // ГАВО. Ф. 15. Оп. 1. Д.60.Л.383-388.

[13]Сивогривов В., Целиковский В. Чтобы свеча не угасла. Урюпинск, 2006. С.195.

Поделиться

Мы ВКонтакте

Контактная информация

Реквизиты

Реквизиты: 
Получатель: ЧОУ ВО "ЦПУ"
Почтовый адрес: 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26
ИНН 3443903078; КПП 344301001; р/с 40703810700500140411; Волгоградский Ф Банка "Возрождение" (ПАО) г. Волгоград
БИК 041806824; к/с 30101810800000000824; ОКПО 41467264, ОГРН 1023402981986
Наименование платежа: Пожертвование на уставную деятельность

Баннерообмен

Православие.Ru     Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru     Официальный сайт Волгоградской Епархии     Учебный Комитет Русской Православной Церкви

Наука и образование против террора     Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет      
Яндекс.Метрика